Записаться на курс
Регистрируясь и нажимая кнопку «Записаться», вы соглашаетесь с условиями политикой конфиденциальности и пользовательского соглашения



Алена Соломадина:
о проектах и личном подходе
в формировании идей.



Sochnik advice
Графический дизайн — это не только о логотипах и упаковке, а именно об исследовании, культурном контексте и умении генерировать новые смыслы.

Алена Соломадина — дизайнер и исследователь, на счету которой проекты, созданные для украинских флагманов культуры, включая PinchukArtCentre, Национальный культурно-художественный и музейный комплекс Мистецький Арсенал, Довженко-Центр, British Council Ukraine, журнал ART Ukraine (печатная версия). Отдельного внимания заслуживают работы Алены, призванные представить Украину за ее пределами — в частности оформления украинских стендов для Франкфуртской книжной ярмарки (2015, 2016), шестьдесят седьмого Берлинского международного кинофестиваля «Берлинале» (2017) и айдентика для Довженко-Центра (2020).

Мы поговорили с Аленой об образовании, проектном опыте и про то, как выглядит ее процесс генерирования новых идей для проектов.
Расскажи о том, над чем тебе больше нравится работать в последнее время?
У тебя достаточно многогранные проекты - от книжного дизайна до брендинга и сильных графических знаков.
В каком направлении ты сейчас двигаешься?


Для меня на данном этапе наиболее интересным является книжный дизайн. В этом направлении хочется развиваться, я отработала уже некоторые поставленные для себя задачи по созданию типографических решений книг, теперь есть новые задачи.
Продолжаю свой авторский проект «Город форм», который у меня уже длится несколько лет, я изучаю городскую архитектуру в ее возможностях трансформации в графические знаки, а также художественную составляющую дизайна. Мне очень импонирует определение дизайна как художественного конструирования, поэтому этот проект помогает мне развиваться с точки зрения визуализации чувственности.


Ты закончила худпром (ХДАДМ). Считаешь ли ты образование важной базой для новичков?
Продолжаешь ли обучаться сейчас, либо же хватает приобретённых знаний + опыта?

Да, образование безусловно важно. Я не сторонник самонадеянной позиции, что образование в дизайне не нужно.
Для меня важно также то, от кого я получаю знания, могу ли я доверять преподавателю.

Когда я поступала в Харьковскую академию дизайна и искусств, для меня на тот момент это было самым желанным. Далее я уже стала понимать, что меня не все устраивает, чему учат в худпроме, захотелось более широкого взгляда и большей раскрепощенности
в дизайне. После окончания учебы было мало понимания, как вести реальные проекты, но уверенность плюс-минус в том, что я получила полноценное дизайнерско-художественное образование в Украине у меня была. Далее все логично стало развиваться, реальная практика стала продолжением учебы, первые 5 лет после института были гораздо сложнее, чем 5 лет в институте. Но это также было связано
со становлением самой индустрии дизайна в Украине.

Интересно то, что сейчас традиционное худпромовское образование стало откликаться в моих художественных проектах.
Я обращаюсь к основам композиции и анализирую таким образом свою «образовательную базу», проделываю своеобразный путь первокурсника после уже многих лет профессиональной практики.
Что бы посоветовала тем, кто только подумывает об обучении? Можно это так же назвать «советом себе после окончании школы и перед поступлением в академию»

Главное понимать то, что технологии стремительно развиваются, эстетика меняется и учиться дизайнеру придется всю жизнь. Например, проект «Знак», который я делала в составе У,Н,А коллектива (Ульяна Быченкова, Ника Кудинова, Алена Соломадина) стал для нас образовательным. Таким методом мы восполнили пробелы своих знаний по теме знаковой графики в Украине и по формообразованию
в целом. Так что, мой совет - самостоятельно изучайте темы, которые волнуют, делайте визуальные исследования, это способствуют обогащению профессиональной практики.
Стоит отметить, что для молодого дизайнера важно понимать, что не он первый, кто придумал дизайн. А зрелому дизайнеру важно не стать снобом.

Про вдохновение: подскажи, на кого/что ты ориентируешься? Черпаешь ли вдохновение в работах других дизайнеров, либо же, наоборот, ищешь его извне, в других областях?

Я с интересом слежу за многими иностранными дизайнерами, но есть некая усталость от западоцентричности, интересно работать с темами локальными, для них находить убедительные и уместные решения. Сейчас в Украине дизайн наконец-то становится достаточно разнообразным, концептуальным, нет засилья одного визуального подхода, связанного с тем, что дизайн должен быть «ярким и продаваемым», как было, например, 10 лет назад.
От мировых эстетических влияний я все же не могу отказаться и заблокироваться. Хочу отметить, что в дизайне нет музы, а есть приемы и ими надо все время обогащаться.
Вдохновение и энергетические приливы получаю от визуального языка улиц. Архитектура помогает мне понять, как работать с формой, как ее делать более изощрённой, это больше относится к работе со знаковой графикой и леттерингами.

С чего начинается твоя работа над концепцией? Есть ли какие-то персональные особенности, определенный путь к созданию идеи проекта?

Для меня важен аналитический подход при разработке проекта: изучение тематики, аналитика графических решений по теме, привнесение своего видения. Большое значение имеет контекст и подбор графических приемов, которые максимально раскрывают концепцию разработки.

При работе над новым проектом, опираешься ли ты на опыт предыдущих практик и дополняешь его, либо же каждый раз ищешь новые пути и алгоритмы? Какой для тебя комфортный форкфлоу?

Да, я опираюсь на свой опыт и это максимально способствует моему развитию. Например, когда мне самой приходится вносить корректорские правки в макет книги, то такая работа является для меня когнитивным упражнением. Ранее я к этому так не относилась,
и жутко стрессовала, сейчас для меня это словно компьютерная игра, «тетрис» по исправлению ошибок. Развивает внимание, быстроту реакции и такое отношение пришло с опытом.
Периодически устраиваю себе аналитические разборы за чашкой чая по утрам, какие техники я отработала, какие гештальты закрыла и что хочется попробовать в новых проектах. Составляю для себя списки визуальных задач на будущее. Анализирую ошибки, отмечаю для себя, по каким причинам произошли сбои, чтобы понимать как их оперативно устранять в последующей работе.
Комфортно, когда я вижу ситуацию по проекту в целом: когда имею всю информацию по контенту, по графику работы, когда решения принимаются оперативно, без сбоев в цепочках согласований. Важен диалог с клиентом. Но если клиент не уважает мое видение,
не считается с моим графиком, то я прекращаю сотрудничество.
Расскажи о любимом проекте (знаем, сложно выбрать, когда все — любимые).
Какой был наиболее насыщенный интересными событиями, неожиданным результатом?


Да, у меня нет одного любимого. Практически все, что делаю — выставляю в соц. сетях и на сайте, у меня позиция не делать проектов,
за которые мне стыдно. Мне главное, чтобы работа была сделана культурно, а в тренде она или нет, это для меня дело десятое. Очень запомнился проект книги «Паркомуна. Місце. Спільнота. Явище». Это был мой первый опыт работы над книгой, до этого я делала журналы
и каталоги, либо только обложки книг. Было комфортно работать в команде Исследовательской платформы PinchukArtCentre и обсуждать все рабочие вопросы. При таких условиях работы максимально раскрывается каждая сторона, и все участники процесса дополняют своим видением дизайн решение. Такие рабочие отношения для меня самые продуктивные. И конкретно в работе над этой книгой произошли полезные открытия по организации книжного пространства, при этом технические сбои программы indesign подсказали интересные решения, неожиданные для меня.


Кто сейчас твой идеальный клиент и так ли было с самого начала? Были ли факапы и «ошибки молодости» в клиентской работе.

Самые большие проблемы раньше в моей практике были связаны с организацией рабочего графика и пространства. Сейчас я знаю, чем удобнее для себя сам сделаешь файл, чем техничнее создашь стили вёрстки — работать будет приятнее, меньше раздражений и больше легкости в общении с клиентом. Хорошо, когда четко организованы рабочие папки и файлы и ты с ужасом не ищешь файл maket_Final_FinalFin. Indd.

Организованность — это важная составляющая дизайна, но, к сожалению, в понимании консервативного образования она была репрессивной. Я ищу к этому новые подходы. Также на ранних этапах карьеры я боялась вопросов, сейчас максимально их задаю своим клиентам, чтобы проговорить все запутанные моменты, прояснить все возможные сложности проекта.


Ты командный игрок или больше — индивидуальный?
Вы делаете определенные проекты с УНА, расскажи подробнее о ролях в команде и над какими проектами
вы берётесь работать вместе?

После определенного опыта я поняла, что мне очень интересно работать в междисциплинарных проектах, в них я чувствую себя командным игроком и мои возможности раскрываются наилучшим образом. В команде дизайнеров мне сложнее, когда у всех своё видение и коллективные дизайн проекты скорее меня сковывают. Поэтому это очень все индивидуально, здесь нужно пробовать и решать, как кому комфортнее работать.

Самостоятельно сложно сделать большой объём работы, в таких проектах я приглашаю специалистов на определенные задачи.
С У,Н,А коллективом у нас не было целей сделать студию, мы решили попробовать сделать визуальное исследование. Практически все делали вместе: и плакаты, и обложку, и корешок для книги. Утомились невероятно от такой коллективной работы. Далее каждая из нас поняла, как проделанная работа может помогать персональной практике, и это самое важное!

Расскажи о работе на Dutch Design Week? Насколько мы знаем, украинский стенд попал в топ-10 обязательных для посещения по версии голландской прессы. Как тебе в целом этот опыт и была ли определенная отличительная специфика
в работе?


Опыт был интересным, я начинала этот проект в кураторский группе, разрабатывала концепцию первой выставки, на второй выставке уже занималась только айдентикой стенда. В работе с украинскими предметными дизайнерами поняла, что в их подходах не всегда очевидна исследовательская составляющая. Но, на мой взгляд, этот проект оказался продуктивным для них, помог им обратить внимание на это.


Какие, на данный момент, твои цели и мечты? Какими ты видишь свои проекты и творческую деятельность в ближайшей перспективе?

Мне интересно развиваться в книжном дизайне. Это очень интеллектуальное и художественное направление. Продолжаю свой проект «Город форм», который у меня запланирован на несколько лет, путешествие по формообразованию в разные города. В перспективе это будет книга, хочется ее издать в собственном издательстве. Преподавание для меня новое направление, попробую и пойму насколько мне это близко.

25 октября мы запускаем новый курс по графическому дизайну: Sochnik School x Алена Соломадина! Если вам близок подход Алены, вдохновляют ее работы и вы давно хотели освоить граф дизайн — приглашаем вас стартовать вместе с нами и погрузиться в это увлекательное путешествие длиной в 3 месяца!

Подробнее узнать про курс от Алены можно здесь.